Заглавная страница Автоликбез - Заглавная страница
Сделать стартовой Добавить в избранное Заглавная страница
Заглавная страница Юрий Гейко Официальный сайт
Заглавная страница

Заглавная страница
Об Авторе
Автоликбез на Авторадио
Публицистика
Проза
Марина
Фотоархив
Видео
Друзья
Написать письмо
Объявления
Кругосветка 2006
«Пункт назначения: Крым» (2014)
Документы
Авторадио



Rambler's Top100



Авторадио
Проект «Авторадио»

Заглавная »»   Автоликбез на Авторадио »»   

Автоликбез на Авторадио



Авторадио
Слушай программу на «Авторадио»

пн. 07:50 | ср. 08:20 | пт. 07:20

выпуск 760, 18. 09. 09

Скачать запись программы в формате MP3


Приехали! Уволенные ВАЗовцы будут выпускать китайские детские автомобили и мягкие игрушки. И вообще - кто угробил ВАЗ?

Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также добрый день, честные и профессиональные сотрудники и ГИБДД, и всего МВД! Добрый день тем, кто понимает – жизнь наша так устроена, что сколько бы зло ни копилось, ни властвовало, а конец ему все равно придет, и от каждого из нас зависит, как скоро. С вами, как и всегда в это время, на волне «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.

В принципе, это выход из тяжелого положения для «заводообразующего» города, чтобы безработным выжить – пусть делают игрушки, лишь бы была работа, пока кризис, пока тяжело. Но вопрос главный: что при этом будет происходить на ВАЗе? Будет ли он тоже выживать или придется его рано или поздно раскатать бульдозером?

Бедный наш ВАЗ! За 13 последних лет его спасали пять раз: в 86 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев решил сделать это одним призывом, без денег, посетив Тольятти и предложив заводу стать «законодателем мирового автостроения».
Ровно через 10 лет Черномырдин обрадовал страну: «АвтоВАЗ» выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан». На это благое дело заводу было обещано 15 трлн. Но уже через три года «пронемецкий» председатель правительства Путин провозгласил: «АвтоВАЗ выпустит автомобиль на базе немецкого седана в течение двух лет», и пообещал 13 млрд. рублей. Еще через три года – 17 с половиной миллиардов, уже не на немецкий седан, на то, чтобы стать конкурентоспособным. И, наконец, наш, 2009-й год – 25 миллиардов, и уже через три месяца – увольнения и - детские игрушки производителей Китая, Гонконга, Японии и Польши, для уволенных, да и то из комплектов, «с последующей локализацией». Даже детские игрушки – «с локализацией»!

Да, неужто нет в России умельцев! Да неужто мы и игрушки сами не сделаем! Да объявите вы конкурс, да соберите идеи и бизнес-проекты по России – наверняка такие игрушки наваяем, что за ними весь мир в очереди стоять будет, чего ж так позориться?!

Бедный «АвтоВАЗ»! Я вспоминаю гордость всей страны – сорокалетней давности, когда гигантский ВАЗ только строился: народный автомобиль!! Да и сам я в 67 году, в составе студенческого отряда МАМИ, самозабвенно долбил ломиком землю в Тольятти. И следующие двадцать лет – как мы мечтали иметь комфортабельные, безотказные в любой мороз «Жигули»! И вот во что все это превратилось…

Давайте начнем с того, что в первую очередь и ВАЗ, и всю автомобильную отрасль изначально угробило государство. Не Каданников, не Николаев, не Алешин или кто другой.

НИ ОДНОЙ КОПЕЙКИ ОТ ГОСУДАРСТВА "АВТОВАЗ" ДО 2009 ГОДА НЕ ПОЛУЧИЛ – все вышеприведенные цифры это были лишь НАМЕРЕНИЯ руководителей страны.

«При социализме» себестоимость «жигулей» была меньше тысячи рублей. А мы платили за «копейку» - 5500. При 660-тысячном выпуске в год, «АвтоВАЗ» зарабатывал ежегодно чистой прибыли более трех миллиардов «полновесных» советских рублей, на каждый из которых можно было от пуза пообедать или купить полкило «докторской», или пачку сигарет и три кружки пива с бутербродом. То есть, это полтриллиона рублей сегодняшних. Плюс АЗЛК с его 220-тысячной программой, плюс ИЖ, плюс ГАЗ и ЗАЗ.

Чистая прибыль автозаводов того времени была сравнима с нефтяно-газовой времени сегодняшнего.

Но вот беда: все эти гигантские деньги государство у автозаводов выгребало. Безжалостно. Подчистую. ВАЗ не мог, как, скажем, «Фольксваген» выделить несколько миллиардов марок на создание новой модели, если к этому был готов и этого хотел. А новые модели это – новые технологии. У него просто не было на это денег. И ВАЗ, и АЗЛК, и все остальные советские автозаводы должны были ждать, пробивать через министерство, Госплан, ЦК, Политбюро строчку финансирования в бюджете страны для создания этой самой новой модели. Причем, строчку рублево-валютную. Вот почему модели отечественных автомобилей не менялись многими десятилетиями. Вот почему мы безнадежно отстали и от Запада, и от Востока, когда они в 70-х мощно рванули вперед.

В начале 1993 года ВАЗ акционировался и получил возможность прибыль оставлять себе. Большая ее часть уходила на «импортозамещение», т.е. – создание производства комплектующих в России взамен утерянных поставок из ближнего и дальнего зарубежья. Создали. Начали копить. Дивиденды акционерам не платили. Ежегодно на развитие производства тратили 300-350 миллионов СВОИХ долларов, поскольку около 100 тысяч «Лад» в год продавали за рубежом. На эти деньги плюс тоже на СВОИ рубли и была создана «Шевроле-Нива», «Калина» и полностью подготовлено производство «Приоры».

Отечественное, «полноцикловое», а не сборочное автомобилестроение России необходимо. Во-первых, потому что автопромышленность, из-за своей «денежноемкости», «быстрооборачиваемости» и высокой технологичности является локомотивом всей остальной промышленности страны. Во-вторых, потому что одно рабочее место на главном конвейере автозавода «рождает» 20 рабочих мест в смежных отраслях. В-третьих, потому что «отверточные» российские «совместные» автозаводы – это вовсе не российское производство, а ИХ производство на нашей территории: львиная часть выручки идет К НИМ, и ОНИ безболезненно и быстро свое такое производство могут свернуть.

Возьмем «Приору» или «Калину». По соотношению «цена - опции» (не качество!) равных им сегодня на мировых авторынках нет. (Китайскую продукцию этой же ценовой ниши я не рассматриваю, потому что видел её краш-тесты и знаю качество) За 345 тысяч рублей в «Приоре» комплектации «Люкс» мы имеем всё, что нужно человеку: 1,6 л. двигатель 98 л.с. (заметьте, какая выгодная мощность при уплате налога), усилитель руля, АБС, кондиционер, две подушки безопасности, полный электропакет и даже обогрев зеркал. И - отличные подвески, гораздо лучше прежних, «десяточных», очень приличный по динамике и экономичности двигатель (7,2 л. на 100 км.) с максимальной скоростью более 180 км.в час.

Ни один автомобиль в мире за 10,5 тысяч долларов не имеет такой комплектации и таких характеристик.

Другое дело – качество! «Совет потребителей США» ежегодно составляет рейтинги качества автомобилей, исследуя мнения 600-700 тысяч (!) автовладельцев. Количество дефектов, поломок на 100 автомобилей в год – вот их критерий. Самые верхние строчки год из года занимают японские, естественно, автомобили, а особенно – две модели: «Инфинити» и «Лексус». Их цифры – 9-11. У других «японок» - 12-16. У «кореянок» – 16-25, у «европеек» и «американок» по-разному, год на год не приходится, но ниже 30-40 никто из «иномарок» в первый год эксплуатации не опускается.

Недавно я обзвонил с десяток своих знакомых – владельцев ВАЗов, заставил повспоминать, а потом их цифры усреднил и умножил на 100: получилось примерно 700-1000 дефектов на 100 автомобилей в год! Если бы эту цифру ВАЗ смог уменьшить хотя бы в пять-семь раз, его продукция бы и сегодня расхватывалась, как горячие пирожки. И ее уже не называли бы - «ведра с гайками». А это реально и не так уж сложно, потому что дефекты, подчас, смешные - элементарные, но портящие жизнь.

Вот два рецепта, на мой взгляд, выживания ВАЗа на ближайшие кризисные годы: максимально возможное снижение расходов и повышение качества продукции.

Очевидно, что сокращения персонала не избежать: законы экономики никто не отменял. Да и в «жирное» время организмы расслабляются и обрастают жирком. И на ВАЗе он, конечно, есть. Со стыдом за непрофессионализм премьера, вспоминаю, как он, совсем недавно, будучи на ВАЗе, театрально, окруженный рабочими и перед телекамерами, грозил пальчиком его руководству, требуя: рабочих не увольнять. И обещал им это.

К сожалению, вся политика нынешнего правительства направлена не в будущее, а на сиюминутное затыкание дыр – лишь бы сейчас продержаться, любой ценой, то есть – удержаться у власти, а там!.. Авось, нефтяная кривая опять вывезет.

Ну, а производство игрушек «из импортных комплектов с последующей локализацией» - это, конечно, позор и издевательство. Если ничего другого заводу власть предложить не сможет, он погибнет. И тогда его уволенным ничего не останется делать, как, стиснув зубы, этот позор принять – выживать-то надо.

И пережить его будет легче, если думать о том, что этот позор - не заводчан, а тех, кто ими руководил все эти годы. Команда «Ростехнологий» опозорилась непрофессионализмом. Зато заработала, нагребла!.. На весь кризис хватит.

Сейчас вот, вроде, лучший в России, а значит, самый высокооплачиваемый топ-менеджмент «Норникеля» бросили в бой.

А рабочие в Тольятти говорят: «Просто нет на заводе настоящего ХОЗЯИНА».

Время сегодняшней программы истекло, но в следующей вы узнаете, что сейчас происходит в цехах ВАЗа, какая эпидемия его захлестнула. А на сегодня достаточно. Удачи всем и запаса тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.





«« Предыдущий Все выпуски Следующий»»


Добавить мнение о статье


Обсуждение статьи в форуме


13:27 19.09.09 | серж70
Юрий Васильевич!24 июня мною было отправлено в Ваш адрес приглашение на встречу Газелистов,но Вы по какой-то причине проигнорировали его.Так вот встреча состоялась,также была экскурсия по ГАЗу.Принимали на высоком уровне-за это огромная благодарность,НО что творится на конвейере. Полный АХ.В буквальном смысле замучались тыкать носом в голимый брак. Отечественный автопром это тот-же ёж. А ёж птица гордая,пока не пнёшь не полетит. Вопрос?-Какой силы пинок должен быть что-бы растормошить этого ежа.


12:53 19.09.09 | mihsir
Добрый день Юрий Васильевич. Может я конечно и однобоко сужу об отечественном автопроме, но могу сказать, что из всех машин, что были у меня, самая дорогая - Москвич 2141, это естественно цена авто + затраты на его ремонт. Поэтому Ваши слова, про соотношение цена-опции немного неправильны, ведь там не учитывается стоимость ремонта этих опций. Давайте посчитаем цену Логана: комплектация 1,6 дв.+ кондиц.+ ГИДРОус.+ полный эл.пакет + диски = 360 т.р.единственно придётся купить пакет безопасности 2 для abs+ вторая подушка это ещё 18 т.р. итого 380 т.р.= 12,5 т.долл. Я конечно понимаю, что это не 10,5, но я больше чем уверен, что после первого года эксплуатации они сравняются. В качестве справки могу сказать, что за 65т.км. поменял наконечники рул.тяг = 1000р.+ резинки стаб.= 300р. и всё... Вот Вам и отечественный автопром. Моё мнение такое, что пока в нашей стране продавать будет выгоднее, чем производить, и не важно автомобили это, или игрушки, наша страна так и останется только сырьевым придатком.!


07:50 19.09.09 | magic
А как вы смотрите на то что ГАЗ выпустил бюджетную газель? Вообще для кого этот автомобиль?
По моему это кошмар! как только завод перестает работать, а начинает экономить - ему конец. И скорей бы. Жалко что страдают люди.
Но с другой стороны - автозаводы расплодили вокруг себя столько криминала, что его конверсия похожа на "борьбу с коррупцией"
Еще бы и авто рынки закрыть, где продается 100% всей некондиции + ворованного.
Давно хочу чтоб закрыли и ВАЗ и ГАЗ с таким качеством продукции они не нужны.


23:04 18.09.09 | serg0511
Пока правительство расчитывает на хороший доход от нефти и газа ни одно предприятие не сможет нормально работать!!!


22:07 18.09.09 | Лука
Смеялись над "прожектом Немцова" пересадить чиновников на отечественные автомобили.
А ведь пока этого не произойдет,пока они не будут лечиться в госбольницах а не в заграницах,их дети будут учиться в госшколах и т.д.
ничего не изменится.
Но надеяться на это может только сумашедший.
Как у полковника Хрынова в "Грустном роке"-

...Снится,будто нет свободы,
Будто затыкают рот,
А избранники народа
Гадят в собственный народ

...Так не должно продолжаться,
Остается лишь одно-
Всей России подниматься
Чтоб стекло с нее говно

Всех врагов одним ударом
Мы прикончим,а пока,
Пой-звени моя гитара,
Балалайка дурака...

Ладно,все это лирика...
Я чё пишу-то:обнародуй адрес,куда мона скинуть бумацки,посмеешься,а может поплачешь,а может покажешь свадебным генералам,чьи указания для региональных сержантов пустой звук.
И,как считаешь,если сержант не выполняет распоряжение прямого начальника-генерала,то,наверное,надо чёто делать или с сержантом или с генералом.Нет?

Удачи! Мир твоему дому!!! :-)





16:08 18.09.09 | ВИЙ
danigan
Нет настоящего Хозяина в России,поэтому и живем так хреново....



О каком хозяине Вы говорите. Вам не дает покоя 37 год. Или забыли как стояли за колбасов по пол дня


14:42 18.09.09 | danigan
Нет настоящего Хозяина в России,поэтому и живем так хреново....


12:22 18.09.09 |
ГАЗ кстати тоже практически стоит, САЙБЕР никто не берет, за месяц сделали 800!!! бюджетных Газелей, не знают куда девать. Спасибо кризису и персонально Дерипаске.


12:16 18.09.09 |
Да-а. Это было бы смешно, если бы не было так грустно...


10:55 18.09.09 | LordKor
Здравствуйте, Юрий Васильевич и все, кому небезразличны автомобили!
Поскольку это мой первый пост здесь, то небольшое лирическое отсутупление.
Юрий Васильевич! Большое Вам спасибо за книгу "Автоликбез". Сам с удовольствием ее прочитал и периодически перечитываю, и советую всем друзьям-автолюбителям.
Отдельное спасибо за Ваш "Автоликбез" на "Авторадио" и особенно его вэб-версию - очень нужное и полезное дело.

Теперь о главном - о наших автомобилях и о нашей боли - "АвтоВАЗе".
Вы говорите, что многие годы государство деньги АвтоВАЗу только обещало, но не давало. А кому и подо что их надо было давать? Вы не хуже меня знаете, что АвтоВАЗ - это мощнейший пылесос, высасывающий деньги из нас и перекачивающий их в карманы руководителей завода и аффилированных структур. Деньги имеет смысл выделят под готовый проект, под бизнес-план. А были ли они у АвтоВАЗа?

Вы говорите, что завод угробило государство, которое не давало ему ни копейки, отбирая всю прибыль, не оставляя на разработку новых моделей. Тоже крайне спорный вопрос, учитывая, что автогигант изначально получил мощнейшую конструкторскую инфраструктуру, позволяющую значительно сэкономить на разработке. Да и сами разработки как раз велись. Вся проблема в том, что цикл разработки был чрезмерно растянут. Да, во многом виновата административно-командная система управления экономикой, которая не считала нужным обеспечивать частую смену модельного ряда. Но разве что-то изменилось кардинально за те 16 с половиной лет, которые прошли с момента акционирования АвтоВАЗа? Все разнообразие модельного ряда обеспечивается исключительно за счет выпуска давно и безнадежно устаревших моделей, которые не снимают с производства только из-за завышенных цен на последующие разработки завода. Сейчас завод выпускает единственную относительно современную модель, и то ее разработка была начата более 10 лет назад. Это "Калина". Да, даже с учетом пенсионного возраста это довольно неплохая городская машина, хотя и стоит слишком дорого. Но, если опять говорить о проблемах конструкции, неужели опять государство виновато в том, что машину класса, который в мире ориентирован в первую очередь на молодежь и женщин, ездящих по городу, выдают за локомотив прогресса, предназначенный для широких слоев потребителей. При этом вместо наиболее востребованного в данном классе недорого молодежного хэтча-трехдверки АвтоВАЗ потратил миллиарды рублей на разработку и выпуск универсала, да еще позиционируя его как уникальное предложение. Действительно, уникальное - кому в здравом уме может понадобится универсал B-класса, да еще по такой цене... Так что в технической отсталости завода достаточно его собственной вины.
Но техническая отсталость - это полбеды, если потребителю можно предложить недорогую массовую машину - народный автомобиль. В конце концов все европейские автомобильные страны начинали свое могущество с этого - что Германия с Жуком, что Франция с Де-Шво, что Италия с Чинквеченто, что Великобритания с Мини. И вот здесь у нас опять вилы. Нет такой машины. И никто не хочет ее выпускать. Где Ока, прозванная в народе "бешеной табуреткой" и "капсулой смерти"? Почему оказалось невыгодным ее массовое производство? Опять государство виновато, которое несколько лет поддерживало Оку госзаказами? Или же все таки виновато руководство АвтоВАЗа, которое не было заинтересовано в эффективной работе предприятия?

И теперь переходим к основному моменту, давно ставшему основным признаком продукции АвтоВАЗа - качеству. Вот Вы предлагаете сравнить ту же рестайлинговую десятку (Приору) с иномарками по соотношению цена/опции, вынося за скобки ее качество, и в то же время выбрасывая из сравнения китайцев именно из-за их качества. Нет уж, давайте сравнивать честно. Качество - этот тот самый критерий, по которому "продукция российского автопрома" не выдерживает никакой конкуренции с машинами. И будь "Жигули" надежны, не требуй они постоянных ремонтов и постоянной готовности, что в любой момент что-то может выйти из строя - у АвтоВАЗа не было бы сейчас тех проблем с отсутствием реализации. А объем продаж - это именно тот фактор, который обеспечивает финансирование разработки и выпуска современных конкурентоспособных автомобилей. Но... ни руководство (которое по счету), ни сами работники завода не заинтересованы в том, чтобы из ворот завода выезжали надежные машины.
Еще один фактор - цена. Даже если закрыть глаза на устаревшую конструкцию и отсутствие качества, цена на российские автомобили завышена и продолжает постоянно расти. Вы говорите, что ни один автомобиль в мире за 10,5 тысяч долларов не имеет такой комплектации и таких характеристик. А что такое 10,5 тысяч долларов для мира? В Америке, например, чертой бедности считается доход 11 тысяч долларов в год на человека. Насколько адекватно сравнивать абсолютные цены?
Сравниваете с иномарками в России? Давайте поставим машины в равные условия и учтем таможенную пошлину.
А также не забудем, что розничные цены на иномарки в России определяются не только их себестоимостью, но и позиционировванием относительно самих "жигулей".

Поэтому абсолютно согласен с Вами относительно рецептов выживания - "максимально возможное снижение расходов и повышение качества продукции". Вот только для снижения расходов придется в первую очередь сократить 80% работников завода, а оставшиеся 20% заменить на новых, причем не из Тольятти - тех, для кого не стало нормой выпускать некачественную продукцию, кивая при этом на всех вокруг, кроме самого себя. Вторая статья экономии - это комплектующие. Потому что заводы, которые их производят, чаще всего сами являются уменьшенной копией АвтоВАЗа, выпуская некачественную продукцию неэффективным путем. И здесь тоже процесс будет крайне болезненным.
Рабочие говорят, нет хозяина. Ну да, очень легко сбросить ответственность с себя и переложить на барина. Только откуда ж взяться этому Хозяину на заводе, где 90% рабочих воруют и не считают себя в ответе за то, что выпускают...


09:28 18.09.09 | alexzato
Это позор не заводчан а всего государства, которое попустительствует такому положению вещей! Да, проще ввести заградительные пошлины на ввоз новых и тем более подержанных иномарок, потому ка они, при своём возрасте выигрывают по соотношению цена-качество перед новым отечественным автопромом! Зачем заморачиваться со своим заводом, забор повыше и все спасены! А, так называемый ТОП-менеджмент на заводе - это мальчики отстраненные от техники, они привыкли получать огромные деньги лишь за то, что окончили институты по специальности "управление", а машиностроители чем хуже? или они в других институтах учились? Нет, они учились делать машины! Но если все деньги пускать не на производство, а на оплату дорогих иномарок ТОП-менеджеров, черную икру и рестораны, то естественно ни о каком прогрессе в этой области говорить нельзя. Нельзя из моделей прошлого века сделать качественный и безопасный автомобиль, нужно внедрение новых технологий! Не хочется кивать на Штаты, но как было сказано в предыдущей передаче, сделали же они защитную пленку для лопостей вертолетов, а теперь ее клеят на автомобили, изобрели GPS - так многие автолюбители не представляют себе путешествий без этой черной коробочки с экраном... Много Русских, Советских и Российских ученых укатили за "бугор", потому что там ДАЮТ реализоваться, а у нас, пока денег не дашь, никуда дело не сдвинется... а откуда они, деньги возьмутся? Замкнутый круг...
Вот и получаются игрушки "Made In China, Collected In Russia", да еще и с локализацией производства... Смешно и грустно...


09:19 18.09.09 | serg_tol
Живущие в Тольятти прекрасно знают, куда уходили выделенные,в последнее время деньги...
Про Алешина пишут: http://auto.lenta.ru/news/2009/08/28/gold/
Это он отказался, а сколько осталось!? Сосущих из Ростехнологии очень много... И бывшие: Есиповский, Артяков... Они то не отказались и суммы ,я думаю, тоже были неплохие...



Завод надо не рабочим доверять, а грамотным инженерам - действительно творцам и бессребреникам, переживающим за своё дело. А сейчас завод принадлежит рабочим, капитал - управленцам. Одни гребут под себя, другие саморезы забивают кувалдой (из личного опыта). Грабить надо прекращать, тогда и завод поднимется и страна воспрянет... Пора уже жить для НАШИХ детей(как это было всегда), а не лезть к ним в карман для сиюминутных нужд.


08:16 18.09.09 |
Даааа... Перспектива дальнейшего жития под нынешними "управленцами" рисуется мрачная. Прежних обсуждать бессмысленно - ни живые, ни мертвые - они сраму не имут. Вот и напрашивается один вывод: опять что ли в бой под старыми лозунгами ("Власть-народу!Земля-крестьянам! Фабрики-рабочим!")?
А что? Не такие уж плохие лозунги. Правильные! Да и ситуация сильно похожая...


08:12 18.09.09 | Kosolapiy
Полностью согласен, нет ХОЗЯИНА на ВАЗе, все хотят поиметь и не работать. И про качество согласен, я конечно люблю в технике поковыряться, но часто времени нет на возню, надо садиться и ехать. А с отечественными, по соседям вижу, так получиться не всегда. Часто на дорогах вижу как ГАЗы и ВАЗы совершают маневры не мигая поворотником, потом убеждаюсь что они просто не работают. Казалось бы мелочь, но за 2 года на тушкане ни одна лампочка не дала сбой. Как показатель качества. Никого не хотел обидеть, и свой "Москвич-2140" вспоминаю с грустью, но пока не начнут заботиться о надежности наших автомобилей, я буду ездить на иностранных. А ВАЗу скажу, хватит гнать пургу про народный автомобиль, делайте пусть подороже но нормальный.


07:07 18.09.09 |
Все правильно, "этот позор - не заводчан, а тех, кто ими руководил все эти годы", "Просто нет на заводе настоящего ХОЗЯИНА"...

Сегодня - опять новости про АвтоВАЗ по радио и в интернете: руководство АвтоВАЗа снова просит денег у государства.
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=lada...
Будет ли от этого какая-то польза для завода и рабочих? хм... хотелось бы надеяться...


стр: Начало... <<| 1 2

Добавить комментарий


Для добавления сообщения Вам необходимо авторизоваться



Юрий Гейко
counter