Заглавная страница Автоликбез - Заглавная страница
Сделать стартовой Добавить в избранное На главную страницу сайта
Заглавная страница Юрий Гейко

Заглавная страница

Об Авторе
Публицистика
Проза
Марина
Фотоархив
Видео
Кругосветка 2006
«Пункт назначения: Крым» (2014)
«Пункт назначения: Крым» (2014)
Написать письмо



Rambler's Top100

������ �����������



Авторадио
Проект «Авторадио»

SOS!!!

SOS!!!

Сообщение Гейко » 12 дек 2019, 14:11

Друзья, беда случилась с дедушкой русской журналистики (всей!) - на Авторадио меня второй месмяц гнобят: просто я обматерил (будучи в ярости, а, клянусь, не в подпитии) одного высокомерного мудака. Но я по прежнему пишу Автоликбезы (уже не могу не писать), пишу для вас, для многолетних моих друзей, а выхода в эфир они мне, естественно, не дают.
Ну и хрен с их эфиром, вы прочтите здесь, на форуме, и то на мою душу бальзам прольется, итак, выпуск первый:

ТЕПЕРЬ ПРАВА «НА ДУРАЧКА» НЕ ПОЛУЧИШЬ
Ну, наконец-то! Похоже, что наконец-то мы начинаем жить «по уму», а не по дурости. Эта мысль меня посетила после того, как я внимательно изучил, как изменится процесс получения водительской квалификации с октября следующего года.
Именно – по уму. Сколько на моей памяти было соискателей этой самой квалификации, лихорадочно зубривших ответы экзаменационных билетов для сдачи «теории» - ведь с компьютером не договоришься. И потому – зубрили, а билетов всего-то было три-четыре десятка: пара дней и «теория» в кармане. А вот «площадка» - это совсем другое дело, неизвестно какой ещё инструктор попадется.
Как будет теперь? Вопросов будет более трех тысяч – зубрить бесполезно. В автошколах появится новый предмет: «Предотвращение ДТП». В него войдет чрезвычайно нужный, просто замечательный курс под названием «Предвидение опасности». Тесты в нем интерактивные: на экране будут моделироваться чреватые опасностью ситуации, из которых соискатель обязан выходить как можно быстрее, нажатием мышки либо кнопки. Время реакции выразится в очень важных баллах.
Ну, а «площадка» останется: навыки движения задним ходом (когда руль крутишь вправо, а багажник едет влево), парковка и постановка авто в бокс, - куда ж без них. Тем более, что именно на площадке начинается формирование главного водительского качества – ежесекундное, объективное ощущение своего автомобиля в пространстве, соотношение его скорости со скоростями соседей и даже предугадывание их намерений - при помощи зеркал, естественно.
Начинается это умение на площадке, а оттачивается в «городе», который тоже останется.
Ну что ж, скажу откровенно: я таким нововведениям мысленно аплодирую. Главное, чтобы на пути будущих водителей не оказалось сволочей, за взятки делающих из них убийц. Ведь до чего доходило: приносишь фото плюс сумму, чуть большую стоимости обучения в автошколе, и «права» - в кармане, причем «права чистые» как бы официальные, вплоть до внесения твоей фамилии со всеми «посещениями занятий» в списки какой-нибудь автошколы.
А за такое в УК РФ срок должен быть, обязательно. Вот тогда мы и в самом деле заживем, наконец, по уму – без кавычек.
Юрий Гейко.

ВЫПУСК ВТОРОЙ:
Самый главный закон зимы.
Здравствуйте, дорогие братья-водители и собратья-пешеходы! С вами программа «Автоликбез», ее автор и ведущий Юрий Гейко.
Почему «Самый главный закон зимы»? Это не я его так назвал, а автор письма, ко мне. Он же в нем и ответил: «Потому что из-за него я потерял жену и дочь».
А дело было так, пишет он дальше:
- Я много лет дальнобоил и очень неплохо зарабатывал и потому купил жене ласточку «Ауди А-4», новенькую, с иголочки. Ездить особенно ей было некуда – по магазинам только, да главное – дочь каждое утро в школу возила.
И вот в конце прошлой зимы, рано утром звонит она мне с автостоянки и просит выйти, снег от машины откидать: «А то мою надо откапывать, - говорит мне она, - а с твоей только снег смести».
«Ну и бери мою, - отвечаю, - ключи я тебе сейчас вынесу».
Вынес, уехали они. Я им вслед рукой помахал. А через два часа мне из морга позвонили.
А дело в том, что по дороге в школу был круг такой с кольцевым движением. И машину с моими девочками на круге занесло и бросило под грузовик с прицепом…
Оказалось, что на «Ауди» жена легко и много раз этот круг проезжала – там у ней и антизаносная ESP, и система аварийного торможения BA – брейк ассист, и все остальное, что полагается современному автомобилю.
А на моей «десяточке» ничего этого нет.
А жена как привыкла, так и ехала. А ведь я всё это знал, когда провожал, когда рукой им махал, я бы мог предупредить, рассказать, предотвратить… Не догадался.
Расскажите другим, уважаемый Юрий Васильевич, ведь многие на современных машинах ездят, не задумываясь и даже не зная, что стиль и режимы езды – это не только их заслуга, но и бонусы электронных систем безопасности их авто.
И расскажите им сейчас, в начале зимы, чтобы никто моей жуткой истории не повторил. С уважением, ….» Такой-то.
Рассказал. Удачного всем пути!

А ВОТ ВАМ ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ (ПРОЧИТАЙТЕ, ГАРАНТИРУЮ, ЧТО ПРИГОДИТСЯ КАЖДОМУ)
(Глава из книги "Азбука водителя")

Что такое безопасный автомобиль?

Когда люди советуются с друзьями, специалистами – какой автомобиль им купить, их требования к автомобилю начинаются с двух слов, которые могут меняться местами: «безопасность и надежность».
Когда их спрашиваешь: «А что вы понимаете под безопасностью?», почти все отвечают: «Ремни, подушки безопасности», кое-кто вспомнит краш-тесты и лишь половина вспоминает аббревиатуру ABS – антиблокировочная система. Из этой половины меньше половины правильно назовут все её функции: предотвращение блокировки колес, обеспечение управляемости во время торможения и сокращение тормозного пути. Четверть водителей вообще не знают, что это такое, а остальные 32 процента будут путаться и бродить где-то недалеко от истины.
Об антизаносной системе ESP - Electronic Stability Programme - знают всего 20 процентов российских мужчин и 8 процентов женщин. А о системе аварийного торможения BA (Brakе Assist) знают и того меньше - 4 процента россиян.
И не просто россиян – водителей! Лидер и первооткрыватель этих систем немецкая фирма «Бош» совместно с компанией АС Nielsen в 25-минутном личном интервью опросили 1306 российских водителей, средний возраст которых 35 лет, средний возраст их автомобилей 3 года, ежегодный пробег около 29 тысяч километров. В общей массе опрошенных - 28 процентов женщин и 72 процента мужчин, из них имели новые автомобили 70 процентов, подержанные – 30 процентов. Опрос производился в семи федеральных округах, от Дальневосточного до Северо-Западного.
Подобные же опросы и исследования автомобильного рынка этими фирмами проводились в Китае, Бразилии, Японии, в странах Европы, в США. И мы теперь можем сравнить себя с другими. Итак.
Начнем с того, что российские лидеры безопасности – ремни, подушки, краш-тесты, т.е. безопасность автомобиля при различных видах столкновений - это средства пассивной безопасности, а системы АBS, ESP, TCS и ВА – активной. То есть ремни и подушки спасают жизни и здоровье во время аварии, а активные – активно авариям препятствуют, предотвращают их.
Отмечу то, что далеко не все водители знают – подушки спасают жизнь даже в самых страшных авариях, но могут убить человека при пустячном столкновении – если он не пристегнут ремнями.
Его непристегнутое тело идет вперед, а выстреливающие навстречу с силой чемпионского боксерского удара подушки, перебивают шейные позвонки.
Принцип работы ABS: датчики, установленные в районе ступиц колес, получают и передают информацию 25 раз в секунду. И когда автомобиль движется, а колесо стремится перестать вращаться, они молниеносно снижают давление в тормозной системе, растормаживают колодки. И как бы остервенело вы ни давили на тормоз, колеса продолжают вращаться, обеспечивая при этом максимально возможное торможение. Таким образом, автомобиль одновременно получает и минимальный тормозной путь, и обладает управляемостью.
Те же датчики обеспечивают и работу антипробуксовочной системы TCS – при резком нажатии педали газа или при застревании автомобиля в снегу, в грязи, автоматика отстраняет вас от управления педалью газа, а управляет двигателем сама: ровно столько дает ему топлива, чтобы колеса не пробуксовывали и ваш автомобиль смог выбраться на дорогу.
Противозаносная система ESP или система динамической стабилизации, или система курсовой устойчивости – это гораздо сложнее, но строится она тоже на базе ABS, только на колеса добавлены датчики угловых скоростей, угла поворота руля и датчик угла рыскания автомобиля. Как только ваш автомобиль получает хоть какое-то вращение, смещение относительно вертикальной оси, то есть – идет в занос – одни колеса подтормаживаются, другие ускоряются, и автоматика автомобиль выравнивает, одновременно уменьшает обороты двигателя, то есть – скорость автомобиля. Напоминаю: скорость обмена информацией между датчиками на колесах и агрегатами систем активной безопасности последнего, девятого поколения – 25 импульсов в секунду!
Однажды я побывал в Швеции, где неподалеку от Полярного круга фирма «Бош» построила зимний испытательный центр именно этих, активных систем безопасности. Открывал центр сам король Швеции. Я летел туда шесть часов, двумя самолетами, второй был небольшой, двухмоторный, я зевал от недосыпа, вспоминал все, что знал об этих системах, все, что выудил из Интернета и думал: для чего такие муки? Я бы и без Швеции, не выходя из дома и Интернета, описал бы их все и их работу - в стихах и красках.
Какой же я был дурак! Я в таком восторге от этой поездки – вы знаете, что я там ощутил? Я ощутил десятки раз (!) то, что никогда в реальной жизни не чувствовал – то, что обычный водитель чувствует за секунду до ДТП или до гибели.
И десятки раз я этого ДТП и этой гибели избегал, включая кнопку ESP. А дело было так…
Машины все без шипов, на зимней резине: «Аudi А-4», «А-4 Quattro», то есть полный привод, кроссовер «Q-5» и «Toyota Yaris»
Первое упражнение - разгон до девяноста. Впереди – левая полоса дороги сухой асфальт, правая – лед, причем полированный! На спидометре 90, пускаю машину пополам – под левыми колесами асфальт, под правыми – полированный лед. Команда инструктора: «Стоп!» Бью изо всех сил ногой по тормозу.
И обалдеваю – машина замедляется, словно вся на сухом, идёт ровно, чуть, правда, рыскает и я реагирую рулем, выравнивая ее, но чувствую, что автоматика это делает и без меня. Совершенно неведомые ощущения!
Упражнение два: так называемый «лосиный тест» – то есть объезд неожиданно возникшего препятствия: на скорости 80 по плотному укатанному снегу – без шипов! - по команде «стоп!» одновременно: удар по тормозам и руль резко влево, потом вправо – едет! Объезжает!! Слушается, как покорная коровка. И это противоречит всем моим сорока водительским годам – нереальные ощущения!
Третье упражнение: «переставка». Разгоняешься опять же по снегу и опять же до 80, входишь на полосу из конусов слева и справа и, следуя им, - резко руль вправо, меняя полосу – выравниваешь и! – о, чудо: ни один конус не задет, двигатель сам сбрасывает обороты, «переставка» сделана. И это тоже не укладывается в мозги: ну, как?!
Да, я всю жизнь ездил на машинах безо всех этих систем и только пять лет назад почувствовал работу ABS, а сейчас у меня машина и с ESP, и на тест-драйвах у меня были машины со всеми системами, но ни в своей водительской жизни, ни в тест-драйвовской у меня, слава богу, не было пограничных ситуаций, да и не нужны они были сто лет в обед! А тут!..
Ведь потом все те же участки, те же упражнения я десятки раз проходил с отключенной ESP и КАЖДЫЙ этот раз должен был стать для меня последним: машина не слушалась - шла боком, вращалась, как волчок, вздымая облака снежной пыли. Я был бы трупом или, в лучшем случае, калекой, если б попал в такие ситуации на любой дороге, а не на полигоне, на севере Швеции, рядом с Полярным кругом.
Четвертое испытание: на замерзшем озере построена отполированная ледяная кольцевая дорога. Диаметр ее 400 метров, ширина метров двадцать. Представьте лед хоккейной площадки, которого еще не коснулся ни один конек. На ногах устоять трудно, я потом попробовал. Въезжаешь на лед, разгоняешься: ESP начинает работать сразу, это понятно по ее толчкам автомобиля на траекторию и еще по пиканию сигнальной лампочки на панели приборов.
Тридцать километров в час – машина идет, по кругу. Сорок километров – идет. Сорок пять… пятьдесят километров в час – идет. Пятьдесят пять! Идет! И только, когда стрелка спидометра приближается к шестидесяти, автомобиль плавно плывет к наружной кромке кольца. Невероятно!
Но система активной безопасности ESP это не только предотвращение заноса, она дает возможности и других функций, оберегающих водителя от неприятностей, которые мне тоже были продемонстрированы.
Например, функция «Адаптивный Круиз Контроль» (АСС) «Stop&Go»: вы едете по скользкой дороге вслед за другим автомобилем, допустим, в потоке. И если вы устали, неуверенны в себе, в быстроте своей реакции, у вас «село» зрение и т.п., вам достаточно нажать на рычажке слева, там, где круиз-контроль, кнопочку «Stop&Go», после чего вы должны убрать ноги со всех педалей. Включается радар-излучатель-приемник, дальность его действия 250 метров, скорость автомобиля при этом практически не лимитируется. Теперь этот «автопилот» будет держать безопасную дистанцию от впереди идущего, причем дистанцию, соответствующую коэффициентам сцепления колес с дорогой, он заставит автомобиль тормозить, разгоняться, если это делает ведущий, и - остановиться, если остановился он. И опять поехать за ним, если вы не дотронулись ногой ни до одной педали, а полностью доверились автоматике. Такая автоматика снижает нагрузки водителя – физические, эмоциональные и исключает ошибки «человеческого фактора».
Та же, по сути, функция в другом испытании – 15-процентный подъем дороги с покрытием из не просто сухого, а еще и подогретого асфальта и - полированного льда. Одна сторона автомобиля на асфальте, вторая – на льду. Подъем, а вам приходится на нем остановиться. Ситуация в обычной автомобильной жизни, без систем активной безопасности, абсолютно безнадежная: с места вы не тронетесь даже на полном приводе – ведущие колеса будут буксовать на льду. Здесь же я останавливаюсь, снимаю ноги с педалей, стою, а потом нажимаю газ – машина трогается вверх, как по сухому, не пробуксовывая и не скатившись назад ни на миллиметр! Совершенно фантастические ощущения для российского водителя!
И последняя, испытанная мной на полигоне функция ESP девятого поколения: крутой спуск со льдом. В обычной жизни – первая передача и тормоза – и все равно машина будет - дай бог!- просто ползти вниз в самовольном режиме, а то и в неуправляемом, когда передние колеса заблокированы, да еще и на льду. Здесь же, с продвинутой ESP, нажимаешь клавишу – ногу с педали убрал – автомобиль сам, на повышенных оборотах, плавно спустился, подчиняясь любому движению руля – ноу проблемс!
Но и это еще не все – ESP очень перспективная и я бы сказал – универсальная система. Например: сильный дождь, электроника анализирует частоту работы щеток стеклоочистителя и в соответствии с ней либо уменьшает зазор между всеми тормозными колодками и их дисками, либо слегка прижимает их к дискам: подсушивает! На случай экстренного торможения – сухие тормоза дадут вам самый короткий тормозной путь.
Или – «Brake Assist» - автоматическое дотормаживание в экстренных ситуациях: за рулем сидят разные люди – женщины, например, да еще и на каблуках, мужчины тоже бывают разные – нога при экстренном торможении может с педали сорваться, соскользнуть. На плавное торможение электроника не среагирует. На интенсивное - среагирует только при необходимости системами ABS или ESP, но если она распознает удар по тормозной педали, как торможение экстренное, то поможет ноге, мгновенно увеличив давление в тормозной системе до максимально-оптимального. Вот такие чудеса нынче в автомобильном мире творятся!
Теперь вы поняли, надеюсь, друзья, что такое по-настоящему безопасный автомобиль? Это, кроме ремней, подушек и высоких показателей краш-тестов, наличие в нем перечисленных мной систем активной безопасности.
И избавьтесь от заблуждения, что они – прерогатива только дорогих автомобилей, потому что дорого стоят: сегодня, в условиях массового производства и уже практически обязательной опции ABS, сама ABS стоит 300-400 долларов, а ESP около пятисот. Ими уже оснащаются автомобили среднего и даже малого классов! Эти поистине волшебные системы стоят гораздо дешевле кожаного салона, кондиционера, автоматической коробки, навигатора, тюнингового обвеса. Их стоимость сейчас - наравне с ксеноном, литыми дисками и совершенно бесполезными в современном автомобиле ревунами-прямотоками, спойлерами-антикрыльями, антикоррозионной обработкой кузова или люками в крышах, для этого не предназначенных.
Но наши люди, имея смутное представление обо всех этих активных системах безопасности, об их потрясающей эффективности в критических ситуациях, выбирают любые другие опции, считая за безопасность только ремни и подушки, ну, в последнее время еще и ABS.
Из истории: впервые система ABS появилась на автомобилях в 1978 году и была создана фирмой «Бош». В 1986 году в серию пошла ТСS, и тоже – «Бош». В 1995 году «Бош» выпустила первую в мире ESP. На сегодняшний день их только компанией «Бош» произведено каждой по 200 миллионов.
А почему так резко мир взял курс на эти системы? Потому что 25 процентов всех тяжких аварий на дорогах мира происходят из-за заноса. И 60 процентов всех аварий со смертельным исходом тоже из-за него.
Эффективность ESP просчитана скурпулезно и во всем мире: при 100-процентном оснащении автомобилей этой системой (ABS в нее входит по определению) в США смертность понизилась бы наполовину. В Евросоюзе в среднем на 44 процента, в Японии – количество особо тяжких ДТП понизилось бы на 50-60 процентов.
Теперь о завоевании мирового рынка, в том числе и российского, системами активной безопасности. Итак. Во всем мире, в среднем, оснащается АВS 76 процентов новых автомобилей, ESP – 33 процента. Лидеры здесь, разумеется, США, Европа, Япония и Корея, южная, естественно. Проценты оснащения ABS и ESP у США – 97 и 58 соответственно, Европы – 90 и 55, Японии – 89 и 19, Кореи – 69 и 23.
У России этот показатель не так плох, как можно ожидать, но у нас, заметьте, это показатель не произведенных автомобилей, в отличие от перечисленных стран, а проданных, поскольку половина автомобилей - ввезенные – 56 и 17. Почти, как у Китая. Бразилия и Индия – 19 и 1 процент, аутсайдеры.
А теперь приглядимся внимательнее к российскому рынку систем активной безопасности ABS и ESP. Оснащенность ими в мини-классе всего 10 и 1 процент соответственно. В малом – 27 и 1 процент. В компакт-классе – 61 и 9. В среднем – 91 и 41 процент. В бизнес-классе – 99 и 76 процентов, в люкс-классе везде 100 процентов и класс внедорожников – 68 и 42.
И еще – мир настолько быстро и, что называется, «однозначно» убедился в эффективности систем активной безопасности автомобиля, в сохранении ими человеческих жизней, что в главных автомобильных державах, где жизнь человека ценится высоко, ABS стала обязательной опцией. В Аргентине и Бразилии - стала с осени 2014 года, а в США и Канаде, где ABS уже давно обязательна, четыре года назад стала обязательной и установка ESP на ВСЕ автомобили, и произведенные, и ввозимые.
А теперь вернемся к тому, с чего начали: теперь-то вы точно знаете, что такое по-настоящему безопасный автомобиль!

Но… электроника может и убить.
То, что вы прочитали,- все правда, все так. Но есть и оборотная сторона этой «медали».
Вот какие отклики на сайтах авторадио.ру автоликбез.ру пришли на эти программы.
Сергей из Саратова пишет:
«…По поводу выбора при покупке автомобиля: безопасность или комфорт – согласен с Гейко – безопасность главное. А в остальном – его текст слишком опасен. Выходит, что достаточно иметь все эти системы - и можно зимой летать быстрее, чем даже летом.
Надо бы как-то делать акцент и на том, что электронные системы помогают средней опытности водителю в критических ситуациях легкой и средней степени тяжести, но законов физики они не отменяют».
А ведь Сергей прав – иногда я забываю делать поправки на современность. Выросли поколения, которые не знают, что такое наварная резина, зачем надо аккумулятор на ночь вынимать из-под капота и ставить к батарее и т.п.
Сейчас покупают автомобиль-иномарку со всеми этими системами, порой не зная даже, что это такое, как и когда действует – и ездят! Ездят, воспринимая свое руление, как опыт, а поведение автомобиля,- как норму. И не подозревая, что едут не сами, а с огромными бонусами электроники. Такое незнание может привести к ДТП или даже к трагедии.
Пишет Иван Петрович из Электростали:
«Любой новичок после тысячи километров на автомобиле, оборудованном всеми системами безопасности, считает себя опытным водителем. А по сути, он "чайник". Пример.
Моя знакомая ездила на иномарке, где было ВСЕ! Но однажды, сдав ее в ремонт, села на "девятку" мужа и поехала за ребенком в школу. На первом же вираже, который она проезжала сотню раз и зимой, и летом, машину занесло на снегу, и ее вынесло на встречку, под полуприцеп МАЗа. Женщины не стало! А ведь только утром она легко проезжала это место, но - на иномарке!..»
Честно говорю - я впервые задумался об этом. Да, эффективность электроники, обеспечивающей безопасность, огромна. Но ее не ощущают и не ценят те, кто изначально ездят с ними. С ноля. Они воспринимают свою езду, как должное, как свой профессионализм. И это бывает опасно. А иногда – трагично.
Я, например, из своего водительского стажа в 44 года только последние десять лет езжу с ABS и шесть лет с ESP и с другими, не столь необходимыми для выживания системами. Именно потому я ими восторгаюсь.
А в прошлую эпоху я и мое поколение выживало за рулем советских заднеприводных автомобилей. Для нас и зимняя резина была роскошью, мы только слышали о ней, а ездили на «всесезонке», да и то с наварным за десять рублей протектором, считая и это за счастье. Записывались в очередь за ней. А балансировка колес вообще считалась ненужным делом.
Поэтому извините, если иногда мои советы не вписываются в современность. Я постараюсь это учитывать.
Но, тем не менее, считаю, что давать советы имею право. Хотя бы потому, что за плечами - две кругосветки, четырежды я соединял колесами и испытал своей задницей все кочки от Москвы до Владивостока, но зато до сих пор могу войти в крутейший поворот - на сухом асфальте! - со сносом всех четырех колес на заднем приводе советского автомобиля. Кто знает – поймет.
Конечно, самые опытные и безаварийные водители те, кто поездил на «голых» от электроники автомобилях, а потом пересел на современные. Но это не значит, что для того, чтобы оценить то, что имеешь, надо поездить на раритетах. Глупо. И невозможно.
А вот тем, кто имеет пытливый ум, кто хочет ездить «зряче» - совет: будет время и место – попробуйте поездить по скользкому с отключенной ESP – сразу все поймете и оцените то, что имеете.
Подводя итог, повторю слова Сергея из Саратова, потому что лучше не скажешь:
«…электронные системы помогают средней опытности водителю в критических ситуациях легкой и средней степени тяжести, но законов физики они не отменяют».
А вот учиться вождению и в автошколе, и вне ее лучше на «обычных» автомобилях без всяких спасительных систем.
Молодость дается каждому. Старость - избранным.
Аватара пользователя
Гейко
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 08 июн 2015
Блог: Посмотреть блог (12)
ФИО: Гейко Юрий Васильевич

Re: SOS!!!

Сообщение stydent64 » 12 дек 2019, 21:52

Вполне "тянет" на полноценную передачу! :smile_yes: А не на кастрированные трёхминутки :smile_worried:
Нас Родина не жалует ни славой, ни рублём
Но мы её последние солдаты.
А значит НАДО выстоять - покуда не помрём
Аты-баты, аты-баты (с) С. Трофимов
Аватара пользователя
stydent64
 
Сообщения: 4456
Зарегистрирован: 30 мар 2015
Откуда: Краснодар
ФИО: Голиков Виталий
Марка и модель авто: Рено Степвей


Вернуться в Выпуски Автоликбеза. Обсуждения, мнения, комментарии.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1

cron
Юрий Гейко
counter