Заглавная страница Автоликбез - Заглавная страница
Сделать стартовой Добавить в избранное На главную страницу сайта
Заглавная страница Юрий Гейко

Заглавная страница

Об Авторе
Публицистика
Проза
Марина
Фотоархив
Видео
Кругосветка 2006
«Пункт назначения: Крым» (2014)
«Пункт назначения: Крым» (2014)
Написать письмо



Rambler's Top100

������ �����������



Авторадио
Проект «Авторадио»

Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Личный раздел Юрия Гейко. Мысли вслух.

Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение Гейко » 23 май 2020, 18:41

Ну, вот - завели вы меня уже на вторую главную, смертельную автотему: сон. Больше вас утомлять не буду.

Сон за рулем.
Недавно исполнилось восемь лет со дня гибели моего друга Александра Дедюшко, его жены Светланы и их сына Димки.

Вот письмо Ирины со знаковой фамилией - Сон, из Томска. Вот оно:
«Постоянно слушаю Авторадио, и "Автоликбез", и книгу Вашу прочитала, и вожу с собой.
Но как бы внимательно ни слушал или читал, невозможно удержать всю полезную информацию в голове и выудить эту "нужность" в ТОТ самый момент...
В воскресенье 14-го декабря стала свидетелем трагедии на М-53 в Новосибирской области, Возвращалась домой, меня обогнал Круз Прадо.
Заметила, что его водитель не в адеквате: непонятное снижение скорости, потом машина начала рисовать волну с выездом за осевую или обочину (плавно, не сильно заступая), и когда я уже решила, что водитель пьян или под кайфом, что при первой возможности мне надо уйти вперед, он взял резко влево на встречку и в лоб столкнулся с КИА Спектра, которую еще "догнали" Инфинити и Рено Логан..
Оказалось, что водитель Прадо заснул. Скорость у него была ок. 90 км/ч. Мне стоило больших усилий взять себя в руки после увиденного... Тогда я не знала, что там 2 человека погибли.
Есть ли методы, которые помогли бы и в борьбе со сном, и смогли бы помочь распознать состояние другого водителя и предупредить аварии, гибель людей?»

Если бы меня, проработавшего десять лет испытателем, дважды объехавшего за рулем Земной шар, работавшего каскадером, и вот уже сорок пять лет не проводящего без руля ни единого дня, спросили, что самое страшное на дорогах: двойной обгон, гололед, отказ тормозов, открытый люк, пьяный пешеход, бетонная плита, то я бы ответил: самое страшное - это секунда, когда водителю захотелось спать.
Я не хвалюсь – я хочу, чтобы вы мне крепче поверили: нет ничего страшнее, смертельнее, незаметнее и потому нет ничего опаснее, чем сон за рулем.
Если бы перед вами прошла вереница лиц моих друзей из-за этого погибших, как проходит она передо мной, если бы вы знали, какие это были асы дорог, то вы бы поверили мне навсегда – нет ничего опаснее, коварнее, ужаснее, чем coн за рулем.
Он приходит абсолютно незаметно: та же осевая, тот же асфальт, те же звуки, те же желания закурить, почесать левый висок, но только вы уже почти на том свете: вы спите с открытыми глазами и несетесь в дерево, столб или в лоб грузовику.
Я не буду здесь говорить ни о каких способах борьбы со сном, не надо вам это.
Если хотите умереть своей смертью, НИКОГДА НЕ БОРИТЕСЬ СО СНОМ!!!
Потому что самый лучший способ борьбы со сном – это поспать.
Как только уловили вы в себе голос Морфея, остановитесь, откиньте спинку, закройте глаза: даже полчаса такого забытья помогут вам безопасно доехать до следующего позыва.
Если остановиться для сна невозможно, то остановитесь для того, чтобы до него доехать, – обегите машину десять раз, поприседайте, умойтесь холодной водой, и минут двадцать работоспособности вам гарантировано.
Сон водителя очень сильно провоцируется сном пассажиров. Если вы – пассажир и хотите жить долго, то разговаривайте с водителем, спрашивайте его, травите анекдоты, открывайте боржоми, делайте бутерброды и ни на йоту не давайте ему понять, что вам хочется спать ничуть не меньше.
Первый признак, что водитель засыпает – вовсе не слипающиеся веки и клонящаяся голова, а сбрасывание газа и плавное приближение либо к обочине, либо к осевой.
Если же встречные фары выходят вам в лоб, когда вы стопроцентно на своей полосе, немедленно уходите на свою обочину и дальше – через кювет, в кусты, в поле.
Не уходите на его свободную полосу и не сигнальте оттуда ему ни в коем случае ни светом, ни звуком – он может проснуться и инстинктивно рвануть руль вправо: я видел смерть такого водителя.
Если впереди идущий сбрасывает скорость, начинает вилять – не вздумайте его обгонять, как написала Ирина в письме.

…В последний раз я видел Сашу Дедюшко за три дня до гибели.
Он, Лариса Гузеева и моя жена Марина Дюжева поздно вечером возвращались на микроавтобусе из Королева, где играли спектакль «Пять вечеров». Я ждал жену у метро ВДНХ. Они остановились. Вышел Саша. Обнялись.
- Юр!- выдохнул он мне в ухо, и глаза его блистали,- У меня скоро премьера в Вахтанговском, представляешь? Моноспектакль!! МОНО!! Приглашаю!
Наконец-то! Наконец-то Саша Дедюшко вырвался из «качков» и суперменов – он ведь был большим артистом. И мы это знали еще тогда. Еще бы годик и он бы стал настоящей, большой звездой…

НИКОГДА НЕ БОРИТЕСЬ СО СНОМ!
Бороться со сном бесполезно и смертельно опасно. Единственный способ – поспать. Но иногда необходимо до сна доехать. Немного!
Тогда надо остановиться, десять кругов вокруг машины, поприседать на одной ноге, умыться холодной водой. Минут на двадцать хватит. Плюс – волевые усилия за рулем.
«Волевые усилия» - это мысли. О любимой, о детях. Это внутренний, страстный монолог о том, как прекрасна жизнь, как хорошо она сейчас складывается: отличная работа, хорошая зарплата, карьера на подъеме, квартира есть, машина.
О том, как ужасно было бы сейчас заснуть и - из-за чего?!- все это потерять.
Тут все зависит от психики водителя, от силы его восприятия и воображения. И ещё - от его Ангела-хранителя.
Со мной такое было. В Америке, 26 лет назад, во время первой кругосветки – ее организаторы-итальянцы перепутали мили с километрами, и мы ехали, бывало, по 14-16 часов. А я, единственный из колонны, в машине был один. За рулем «Москвича 2141».
Ночь. Пустыня Невада. Взгляду не зацепиться. Глаза слипаются. Радио на максимум. Ору. Пою. Ругаюсь по рации на франко-итало-русской смеси. Все – за-сы-па-ю…
И тут, верно, Господь отвел: я, вдруг, вижу - откуда-то сверху, как моя жена и сыновья, все в черном, получают гроб с моим телом в Шереметьево-Карго.
Как они плачут!! Сон - отрезало.
Все это - первая стадия борьбы со сном. Часто она кончается трагедией.
Вторая стадия бывает у людей организованных, волевых – сила воли такого человека так велика, что не позволяет векам закрыться. Они открыты.
Нервы сигнализируют в мозг, что все в порядке: глаза открыты, дорогу вижу, а значит - ситуация под контролем.
Мозг успокаивается и… отключается! – водитель засыпает с открытыми глазами!
И - абсолютно незаметно для себя и пассажиров: та же разделительная полоса летит навстречу, тот же асфальт, те же звуки, те же желания закурить, почесать левый висок, но только все в машине уже почти на том свете: они несутся в лоб грузовику…

…Когда прошло потрясение от смерти Саши и его семьи, я дал себе слово докопаться до ее причины. Зная его, зная, как он ездит, я грешил только на летнюю резину – ноябрь, уже морозило. И собрался в поселок Петушки, где стояло то, что осталось от его праворульки.
Но вдруг в газете - цветной снимок этих останков: на нем ясно видна хорошая импортная зимняя резина.
И в тот же день в компьютере я натыкаюсь на статью, о которой и забыл! Мое интервью с Дедюшко для какого-то автомобильного издания!
В армии он был водителем. Однажды ночью вез пьяного капитана, тот спит. И Саша кемарит. Изо всех сил сражается со сном и… просыпается оттого, что ветки хлещут по лобовому стеклу!
Спрашиваю: «А еще такое - было?» Саша отвечает, что уже во владимирском театре подрабатывал перегонкой машин и однажды гнал из Бреста «Форд Гранаду» и – заснул. Пару раз - крыша-колеса, и на веревке до дома за грузовиком доехал.
Я опять спрашиваю: «Но больше-то ты за рулем, надеюсь, не засыпал!?»
Оказывается, засыпал! Говорит: «На мгновения, не больше. Хлестал по щекам и орал : Не спать, сука! Ты что, козел драный, хочешь здесь навсегда остаться?!? Не спать, тварь!!!»
Спрашиваю: «А что за нужда была – жизнь на кон ставить?»
«Да так, - говорит, - какую-то бумажку дома забыл. Я понимаю, Юр, глупость несусветная. Как у Высоцкого: в гости к Богу не бывает опозданий. Но с тех пор я сказал себе - навсегда: хочешь спать – остановись, поспи. Сейчас я не имею право на такие глупости – у меня семья».
Так сказал мне Александр Дедюшко.
Такой сильный мужик! Как же это могло случиться?
Саша был очень уставшим: съемки, спектакли, перелеты. Уезжая от друзей во Владимире, он сказал им: «Выспаться бы!»
Боролся он со сном целый час, до сто девятого километра. Изо всех своих спецназовских, самратовских, суперменских сил боролся. И – проиграл. Может быть, переоценил себя.
Но скорее всего – недооценил ужас под названием «сон за рулем».
ПУСТЬ НИКОГО ИЗ ВАС НЕ ПОСТИГНЕТ ТА ЖЕ УЧАСТЬ!

…Когда три гроба поплыли из Дома кино над головами сотен собравшихся - под аплодисменты, как положено на похоронах артистов,- я наклонился к жене и тихо сказал:
- Знаешь, почему за много-много лет и километров, я ни разу не уснул за рулем?
- Почему?- спросила она шёпотом.
- Потому что еще в испытательской юности мне пришлось из-за этого хоронить друзей.
Молодость дается каждому. Старость - избранным.
Аватара пользователя
Гейко
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 08 июн 2015
Блог: Посмотреть блог (12)
ФИО: Гейко Юрий Васильевич

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение ВИЙ » 23 май 2020, 19:56

Вот прям под каждым словом подпишусь!!!
Есть еще одна опасность, самая большая. И не только за рулем, а вообще в жизни. И называется она - "Ну уж со мной то этого не случиться"
Вот прям вчерашний пример. Звонит мне заказчик, надо в Нижний Новгород(область) отвезти груз, но одна просьба: - приехать ТУДА желательно в начале рабочего дня, часиков в 9-10. Ну забиваю навигатор - 5 часов езды. Значит выехать надо в 5 утра. С вечера загрузился, лег спать пораньше. Но у моего организма дурная манера - если рано вставать, он(организм) хрен заставишь уснуть.
Ну промучился до 4 утра. Поехал. Благо светает уже рано. Туда без проблем. 350 км, даже не устал. Встретили, разгрузили. Перекусил и обратно, домой. Никаких предпосылок нет, еду и еду. А там участок до Мурома, новый асфальт, но дорога узкая, по одной полосе. И чувствую я , глазки поплыли. Думаю, ладно до Владимирской объездной доеду там тормозну, перекушу. И даже не знаю что было, спасло то, что обочина отсыпана крупным гравием. Как только правое переднее колесо вышло на гравий, начался такой грохот, что я сразу встрепенулся. Машину удержал, но очканул здОрово. Пришлось мне перекусывать не доезжая Владимира :smile_bigsmile:
Берегите себя и помните. "Со мной не случиться" - это не про нас, это ложная философия
Смотрите на могилы с номерами...И на ваш путь очерченный прямой(С) Ю. Шевчук
Аватара пользователя
ВИЙ
 
Сообщения: 2372
Зарегистрирован: 25 май 2015
ФИО: Илья Игоревич
Марка и модель авто: разные

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение Палтомыч » 23 май 2020, 20:34

ВИЙ писал(а):...:
Берегите себя и помните. "Со мной не случиться" - это не про нас, это ложная философия

Всё правильно Илья. Я, случалось, тоже засыпал за рулём и всегда спасало только чудо.
Но это было давно.
Сейчас я по ночам не езжу. А если тянет в сон, так я и не сопротивляюсь. Останавливаюсь, включаю аварийку и сплю, обычно 20-30 минут хватает, а дальше десяток часов без остановки и без проблем.
Аватара пользователя
Палтомыч
 
Сообщения: 1930
Зарегистрирован: 25 май 2015
Откуда: Курск
ФИО: Захаров Павел Томович
Марка и модель авто: Ховер.

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение stydent64 » 23 май 2020, 21:17

Палтомыч писал(а):
ВИЙ писал(а):...:
Берегите себя и помните. "Со мной не случиться" - это не про нас, это ложная философия

Всё правильно Илья. Я, случалось, тоже засыпал за рулём и всегда спасало только чудо.
Но это было давно.
Сейчас я по ночам не езжу. А если тянет в сон, так я и не сопротивляюсь. Останавливаюсь, включаю аварийку и сплю, обычно 20-30 минут хватает, а дальше десяток часов без остановки и без проблем.

Видимо ещё молодой, :smile_tongueout: да и страшилок ваших начитался - НИКОГДА не борюсь со сном и зелёным змием! Они сильнее, победят на раз-два.
Нас Родина не жалует ни славой, ни рублём
Но мы её последние солдаты.
А значит НАДО выстоять - покуда не помрём
Аты-баты, аты-баты (с) С. Трофимов
Аватара пользователя
stydent64
 
Сообщения: 4456
Зарегистрирован: 30 мар 2015
Откуда: Краснодар
ФИО: Голиков Виталий
Марка и модель авто: Рено Степвей

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение Палтомыч » 23 май 2020, 22:33

stydent64 писал(а):...
Видимо ещё молодой, :smile_tongueout: да и страшилок ваших начитался - НИКОГДА не борюсь со сном и зелёным змием! Они сильнее, победят на раз-два.

Виталь, стесняюсь спросить, а почему "студент 64". В 64 ты мог только родиться, ну уж точно не поступить в институт.?
Аватара пользователя
Палтомыч
 
Сообщения: 1930
Зарегистрирован: 25 май 2015
Откуда: Курск
ФИО: Захаров Павел Томович
Марка и модель авто: Ховер.

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение stydent64 » 23 май 2020, 23:02

Когда пришел на практику, в 84 - прозвали студентом. Потом туда же пришел работать по распределению, сразу прозвучало "Студент вернулся"
А когда началось более близкое общение в инете потребовался ник, а студентов, как на грех, было великое множество - потому и stYdent, а не student, да и номер приклеил для различимости :smile_wink:
Нас Родина не жалует ни славой, ни рублём
Но мы её последние солдаты.
А значит НАДО выстоять - покуда не помрём
Аты-баты, аты-баты (с) С. Трофимов
Аватара пользователя
stydent64
 
Сообщения: 4456
Зарегистрирован: 30 мар 2015
Откуда: Краснодар
ФИО: Голиков Виталий
Марка и модель авто: Рено Степвей

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение alexboris » 24 май 2020, 13:49

Интересные темы мы подняли неким таким экспромтом. И одна из важнейших это сон за рулём. Абсолютно все согласны с тем, что бороться со сном за рулём очень опасно и недопустимо. Однако у всех есть примеры собственного засыпания во время движения. Всё очень индивидуально и зависит от множества факторов. В далёкие 80е я работал на грузовике самовале, возил бетон. При строительстве жилого дома в городе Троицк необходимо было, методом непрерывного бетонирования залить фундамент. Мы отработали две смены и собирались отдыхать, но, неожиданно, на бетонный завод приезжает всё наше начальство, и просит нас отработать ещё одну, третью, смену, якобы произошла путаница с заявками и третьей смены не будет. Прерывать бетонирование нельзя и мы согласились. Я был настолько под впечатлением нужного и важного дела, что сна не было не в одном глазу. Только под утро, возвращаясь с последнего рейса, напряжение спало и пошли круги перед глазами и всякие видения, был 24й час нахождения за рулём. Ситуация. когда нужно ехать, не смотря ни на что в жизни случается очень редко, поэтому давайте не будем рисковать. Сон за рулём может продлиться пару секунд. При скорости 90 км в час мы проедем за это время 50 метров. И ещё небольшая рекомендация из собственного опыта. Ночью не становитесь отдыхать на обочине, старайтесь с неё съехать. Пытаясь уснуть, мы сквозь закрытые веки, всё равно, видим свет встречных авто, слышим звук, и, инстинктивно, пытаемся контролировать ситуацию, что не даёт нам полноценно отдыхать.
Аватара пользователя
alexboris
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 21 июн 2015
Откуда: Москва
ФИО: Бубнов Александр Борисович
Марка и модель авто: Lend Rover Discoveri 2

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение Гипофо » 24 май 2020, 17:07

Подойду к проблеме немного с другой стороны. (дела давно прошедших дней)
(Всё нижесказанное чисто ИМХО, основанное на личном опыте и не имеющее, известной мне, научной основы.)

Сон за рулём имеет часто чисто нормальное объяснение. Устал по времени за рулем, не выспался и .т.п. Но есть ещё один момент, не освещенный. Это когда возникает сонливость без особых видимых причин.
Предистория.
Если свой первый инфаркт я оценил, как неожиданность, причиной которого были конкретные, мне понятные стрессы, то вот второй был из той серии, когда ничто вроде совсем не предвещало беды. То есть от слова- СОВСЕМ. Никаких болей, прочих предпосылок описанных в медлитературе (нет, нарушения с моей стороны были конечно, но через десять с лишним лет, когда ничего не болит, симптомов нет… кто же правил придерживается, чего не понарушать режим дебилу).

Ладно. Отвлёкся от темы.
Нахождение в реанимации располагает к размышлениям и решениям чисто российских проблем:
- кто виноват?
- почему?
- что дальше делать?

Ну, учитывая самокритичность , по первому вопросу разногласий в мозгу не возникало- сам дурак. По третьему тоже,- тут варианты уже врачи предлагали.
А вот почему не заметил предпосылок.. А вот специалисты рядом, чего не поболтать с ними на интересующую тему. Так вот, помимо типичных медицинских отмазок, один из врачей (мужик) на мой вопрос задал свой:
- За рулем ездишь? Спать в последний год часто хотелось , без видимых причин?
- Да. Было такое, последнее время часто. Вроде выспался, и за рулем часа четыре всего, а в конце поездки сонливость, ну а если в ночь ехать, то и часа через два…
- Вот тебе и сигналы о болезни органов кровообращения. Мозгу кислорода не хватает. Поставляет кислород в мозг- кровь. Пока ты живешь в обычном режиме, организм приспособился и нехватка была не очень заметна. А когда мозг в дороге, он напряжен, ему требуется больше кислорода, а обеспечить его кровью из-за закупоренности сосуды уже не в состоянии. Потому усталость и сонливость (требуется частый отдых)…

Так что ребята, если возникает сонливость без видимой причины- это сигнал и явная причина сходить к врачу и исследоваться…
Гипофо
 
Сообщения: 2364
Зарегистрирован: 31 мар 2015
Блог: Посмотреть блог (3)
ФИО: Александр-р-р

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение Сотка » 24 май 2020, 17:55

Саша, спасибо!
Значит пока мне инфаркт не страшен!
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин…
phpBB [video]
Аватара пользователя
Сотка
 
Сообщения: 3340
Зарегистрирован: 25 фев 2015
Откуда: Москва
ФИО: Сергей Коновалов

Re: Краткий курс: СОН ЗА РУЛЕМ.

Сообщение hasaut » 24 май 2020, 18:23

В прошлом году, возвращаясь из Норвегии, уснул на платнике Питер-Москва. Днем! Скорость была 130. По субъективным ощущениям спал секунд 5.
Аватара пользователя
hasaut
 
Сообщения: 794
Зарегистрирован: 28 янв 2018
ФИО: Демидов Сергей Владимирович
Марка и модель авто: Шевроле Блейзер 1989 год

След.

Вернуться в Дорога – это жизнь обнаженная, без одежды. (с) Ю.Гейко

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Юрий Гейко
counter